Будьте на связи
Москва, Триумфальная площадь, 1

Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться

“Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал — все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?” Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют “лентяю” неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. приходя в психологический клуб Наследие Фрейда. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Ребенок не хочет делать уроки

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального “опекуна” выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи “маленькому, несмышленому” ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: “Я сделаю для своего ребенка все!” Помощь и внимание — это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация — тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные “советы” диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором — контроль. Если продолжать в том же духе, можно “сломать” волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся “на улице”, могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • “Бедненький больной”.

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку “натянут” из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Ребенок читает энциклопедию

Психологи отмечают, что нежелание ребенка учиться может быть связано с различными факторами, включая стресс, недостаток мотивации или проблемы в общении с учителями и сверстниками. В таких случаях важно обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка. Специалисты рекомендуют создать комфортную атмосферу для учебы, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли и чувства. Также стоит обсудить с ним его интересы и увлечения, чтобы связать учебный процесс с тем, что ему действительно нравится. Кроме того, полезно установить режим дня, который включает время для отдыха и игр, что поможет снизить уровень стресса. Важно поддерживать открытый диалог и быть готовыми выслушать ребенка, чтобы понять его потребности и помочь ему найти мотивацию для учебы.

«Мой ребенок не хочет учиться». Что делать?«Мой ребенок не хочет учиться». Что делать?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя — это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд — очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я – одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать “вкус новых знаний”. Это положительно отразится на успеваемости.
  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, — это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, — воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Дети экспериментируют

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их дети теряют интерес к учебе. В таких случаях советы психологов могут оказаться весьма полезными. Одним из основных рекомендаций является создание комфортной и поддерживающей атмосферы для ребенка. Психологи подчеркивают важность открытого диалога: стоит выяснить, что именно мешает ребенку учиться. Это может быть страх перед неудачами, отсутствие мотивации или проблемы в отношениях с одноклассниками.

Также специалисты советуют не сравнивать ребенка с другими, а акцентировать внимание на его индивидуальных успехах. Важно поощрять любые достижения, даже самые маленькие, чтобы повысить уверенность в себе. Некоторые родители отмечают, что совместное выполнение домашних заданий или участие в учебном процессе помогает наладить контакт и вернуть интерес к учебе. Главное — быть терпеливыми и поддерживать ребенка в его стремлениях, а не давить на него.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа — потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: “Почему?” и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст — самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Советы психолога. Что делать, если мой ребенок ничего не хочет?Советы психолога. Что делать, если мой ребенок ничего не хочет?

Вопрос-ответ

Почему мой ребенок не хочет учиться?

Причины могут быть разнообразными: от недостатка интереса к предметам до проблем с самооценкой или социальными взаимодействиями в классе. Важно провести беседу с ребенком, чтобы понять его чувства и выявить возможные трудности, с которыми он сталкивается.

Ребенок не хочет учиться: как замотивировать школьника в 2024 году | Советы психолога родителямРебенок не хочет учиться: как замотивировать школьника в 2024 году | Советы психолога родителям

Как я могу мотивировать ребенка к учебе?

Попробуйте создать положительную атмосферу для обучения, устанавливая реалистичные цели и поощряя достижения. Важно также сделать учебный процесс интересным, используя игровые методы или связывая материал с интересами ребенка.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Если проблемы с учебой продолжаются длительное время и вызывают значительный стресс у ребенка или родителей, стоит рассмотреть возможность консультации с психологом или педагогом. Специалист поможет выявить причины нежелания учиться и предложит эффективные стратегии для решения проблемы.

Советы

СОВЕТ №1

Постарайтесь понять причины нежелания ребенка учиться. Поговорите с ним откровенно, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте. Возможно, у него есть трудности с предметом, проблемы с одноклассниками или он просто не видит смысла в учебе. Понимание его точки зрения поможет вам найти правильный подход.

СОВЕТ №2

Создайте комфортную и мотивирующую учебную среду. Убедитесь, что у ребенка есть тихое место для занятий, все необходимые материалы и доступ к ресурсам. Также попробуйте установить режим, который поможет ему организовать свое время и избежать перегрузок.

СОВЕТ №3

Стимулируйте интерес к учебе через практические примеры и увлекательные задания. Связывайте изучаемый материал с реальной жизнью, показывая, как знания могут быть полезны. Используйте игры, проекты и другие интерактивные методы, чтобы сделать процесс обучения более интересным.

СОВЕТ №4

Поддерживайте и хвалите ребенка за его усилия, даже если результаты не идеальны. Позитивное подкрепление поможет повысить его самооценку и мотивацию. Обсуждайте достижения и прогресс, а не только оценки, чтобы ребенок чувствовал, что его усилия ценятся.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации