“Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал — все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?” Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют “лентяю” неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. приходя в психологический клуб Наследие Фрейда. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.
Возможные причины нежелания учиться
Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.
- Ответственность за учебу взяли на себя родители.
Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального “опекуна” выступает бабушка.
Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи “маленькому, несмышленому” ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: “Я сделаю для своего ребенка все!” Помощь и внимание — это очень важно для малыша, если не перегибать палку.
Еще одна похожая ситуация — тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные “советы” диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.
В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором — контроль. Если продолжать в том же духе, можно “сломать” волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.
- Ленивый гений.
Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.
- Неимение потребности в познании нового.
Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся “на улице”, могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.
- Конфликтные ситуации в школе.
Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.
- “Бедненький больной”.
Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку “натянут” из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?
Психологи отмечают, что нежелание ребенка учиться может быть связано с различными факторами, включая стресс, недостаток мотивации или проблемы в общении с учителями и сверстниками. В таких случаях важно обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка. Специалисты рекомендуют создать комфортную атмосферу для учебы, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли и чувства. Также стоит обсудить с ним его интересы и увлечения, чтобы связать учебный процесс с тем, что ему действительно нравится. Кроме того, полезно установить режим дня, который включает время для отдыха и игр, что поможет снизить уровень стресса. Важно поддерживать открытый диалог и быть готовыми выслушать ребенка, чтобы понять его потребности и помочь ему найти мотивацию для учебы.
Что делать?
Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.
- При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя — это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд — очень приятно!
- В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я – одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать “вкус новых знаний”. Это положительно отразится на успеваемости.
- Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
- Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
- Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, — это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, — воспользоваться консультацией профессионального психолога.
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их дети теряют интерес к учебе. В таких случаях советы психологов могут оказаться весьма полезными. Одним из основных рекомендаций является создание комфортной и поддерживающей атмосферы для ребенка. Психологи подчеркивают важность открытого диалога: стоит выяснить, что именно мешает ребенку учиться. Это может быть страх перед неудачами, отсутствие мотивации или проблемы в отношениях с одноклассниками.
Также специалисты советуют не сравнивать ребенка с другими, а акцентировать внимание на его индивидуальных успехах. Важно поощрять любые достижения, даже самые маленькие, чтобы повысить уверенность в себе. Некоторые родители отмечают, что совместное выполнение домашних заданий или участие в учебном процессе помогает наладить контакт и вернуть интерес к учебе. Главное — быть терпеливыми и поддерживать ребенка в его стремлениях, а не давить на него.
Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию
Часто детская душа — потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: “Почему?” и думать, что делать.
Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.
- Детсадовский возраст — самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
- Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
- Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
- Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
- Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
- Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!
Вопрос-ответ
Почему мой ребенок не хочет учиться?
Причины могут быть разнообразными: от недостатка интереса к предметам до проблем с самооценкой или социальными взаимодействиями в классе. Важно провести беседу с ребенком, чтобы понять его чувства и выявить возможные трудности, с которыми он сталкивается.
Как я могу мотивировать ребенка к учебе?
Попробуйте создать положительную атмосферу для обучения, устанавливая реалистичные цели и поощряя достижения. Важно также сделать учебный процесс интересным, используя игровые методы или связывая материал с интересами ребенка.
Когда стоит обратиться к специалисту?
Если проблемы с учебой продолжаются длительное время и вызывают значительный стресс у ребенка или родителей, стоит рассмотреть возможность консультации с психологом или педагогом. Специалист поможет выявить причины нежелания учиться и предложит эффективные стратегии для решения проблемы.
Советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь понять причины нежелания ребенка учиться. Поговорите с ним откровенно, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте. Возможно, у него есть трудности с предметом, проблемы с одноклассниками или он просто не видит смысла в учебе. Понимание его точки зрения поможет вам найти правильный подход.
СОВЕТ №2
Создайте комфортную и мотивирующую учебную среду. Убедитесь, что у ребенка есть тихое место для занятий, все необходимые материалы и доступ к ресурсам. Также попробуйте установить режим, который поможет ему организовать свое время и избежать перегрузок.
СОВЕТ №3
Стимулируйте интерес к учебе через практические примеры и увлекательные задания. Связывайте изучаемый материал с реальной жизнью, показывая, как знания могут быть полезны. Используйте игры, проекты и другие интерактивные методы, чтобы сделать процесс обучения более интересным.
СОВЕТ №4
Поддерживайте и хвалите ребенка за его усилия, даже если результаты не идеальны. Позитивное подкрепление поможет повысить его самооценку и мотивацию. Обсуждайте достижения и прогресс, а не только оценки, чтобы ребенок чувствовал, что его усилия ценятся.