Вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, беспокоит чуть ли не каждого родителя. Ведь отклонения от нормы могут указывать на наличие пороков в развитии. А это серьезный повод начать беспокоиться о здоровье малыша.
Когда следует ждать от малыша первых слов?
Каждый ребенок индивидуален, и его речевой аппарат развивается в зависимости от особенностей организма воспринимать ту или иную информацию, от способности к размышлению и от особенностей психики. Поэтому ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, очень трудно, так как специального «календаря речи» просто не существует. Но есть некоторые данные, которые позволяют определить, имеются ли отклонения в развитии у ребенка или же нет.
Обычно стремление к общению или словесному выражению эмоций у деток появляется уже в 4 месяца: еще не умея разговаривать, кроха активно воспроизводит различные звуки
Мнения врачей по поводу задержки речевого развития у детей варьируются. Многие специалисты отмечают, что каждый ребенок индивидуален, и сроки начала речи могут значительно различаться. Важно учитывать, что некоторые дети начинают говорить позже своих сверстников, но это не всегда является признаком серьезных проблем. Врачи советуют родителям обратить внимание на другие аспекты развития: если ребенок активно взаимодействует с окружающими, понимает простые команды и использует жесты, это может свидетельствовать о нормальном развитии. Однако, если к трём годам ребенок не произносит ни одного слова и не проявляет интереса к общению, стоит обратиться к специалисту. Раннее вмешательство может помочь в коррекции речевых нарушений и обеспечить ребенку необходимые навыки для дальнейшего общения.
Дети до года
Как правило от детей в этом возрасте не ждут красноречивых монологов, так как они еще слишком маленькие. Но даже в столь юном возрасте можно определить, насколько правильно формируется речевой аппарат.
Примерно с 4 месяцев детки постепенно начинают произносить некоторые звуки. Уже с 6 месяцев эти звуки перерастают в предложения, только произносятся они на «детском языке». А вот уже с 8–10 месяцев они начинают при помощи звуков общаться со взрослыми, они уже четко обозначают свою позицию, требуют, чтобы им что-то дали, а также произносят некоторые слова, которые состоят из нескольких букв, например, «мама», «папа», «баба» и «дай».
Небольшие отклонения от норы не указывают наличие серьезных пороков в развитии. Некоторые детки начинают произносить первые слова в 8–9 месяцев, а некоторые и в возрасте одного года начинают произносить свои первые непонятные для взрослых слова.
В медицине нормой считается, если ребенок в 1 год знает и осмысленно произносит около 10 слов. Однако на практике такое явление крайне редкое, и если в доме напротив живет девочка, которой 1 годик и она уже во всю пытается разговаривать, а ваш малыш молчит, это еще не повод поднимать панику и бежать к врачам.
Отклонением считается, если ребенок в возрасте одного года произносит всего несколько «лепетных» слов, при этом отсутствует полностью интонация голоса, если он не может соотносить слова с действиями, предметами или лицами.
К двум годам ребенок обычно уже умеет четко произносить несложные слова, кроме того пытается воспроизвести более сложные, которые пока ему не поддаются
Дети до двух лет
Обеспокоенность родителей при задержке речи у их чада весьма понятна. Ведь каждому хочется, чтобы его ребенок не отставал в развитии от своих сверстников. Поэтому вопрос о том, когда ребенок начинает говорить и стоит ли ждать «прорыва» речи именно в этом возрасте, весьма уместен.
В этом возрасте дети начинают активно лепетать, причем вставлять осмысленные слова в свои предложения они начинают примерно в возрасте одного года и трех месяцев. Малыш начинает понимать больше слов, соотносить их с определенными действиями, например, во время увлеченной игры. Самое важное в это время – начинать активно разговаривать с ребенком и заводить с ним диалог, в котором он непременно будет принимать участие.
В возрасте одного года и шести месяцев лепет ребенка заменяется упрощенными словами, он начинает подражать взрослым и пытаться повторить за ними некоторые слова. Естественно, что в этом возрасте полностью повторить то или иное слово у него не получится. Как правило произносит он только первый или последний слог.
К двум годам словарный запас ребенка значительно пополняется. Он уже может произносить четко упрощенные слова и невнятно сложные, состоящие более чем из 3 слогов.
Поэтому если вы зададите врачу вопрос, когда ребенок должен начать говорить, то он наверняка ответит вам, что к двум годам малыш обязательно заговорит!
Если большую часть времени ребенок предоставлен самому себе, не стоит удивляться, что речевые навыки у него развиваются крайне медленно
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично, и задержка в речевом развитии может вызывать беспокойство. Однако важно помнить, что все дети развиваются в своем темпе. Некоторые начинают говорить раньше, другие позже, и это вполне нормально. Врачи и специалисты по детскому развитию утверждают, что до трех лет не стоит паниковать, если малыш еще не произносит слова. Важно обращать внимание на другие аспекты развития: как ребенок воспринимает речь, реагирует на звуки и общается с окружающими. Если к трехлетнему возрасту ребенок не говорит, стоит обратиться к логопеду или детскому психологу. Главное — поддерживать малыша, создавать для него комфортную и развивающую среду, где он сможет постепенно осваивать речь.
Дети до трех лет
Этот возраст знаменит своим «прорывом» речи, причем если ранее это были отдельные слова и попытки построить предложения из 2–4 слов, то сейчас малыш готов непрерывно болтать сложными предложениями. Кстати, после двух лет и шести месяцев в речь ребенка должны войти такие вопросы как «где», «как» и «почему». Этот возраст в народе называется «почемучкой». Дети начинают интересоваться всем, что их окружает, и не только как называется тот или иной предмет, а также откуда он взялся вообще на этом мире. Например, откуда взялись деревья, почему светит солнце и т. д. То есть к трем годам ребенок уже должен произносить внятную и осмысленную речь.
Если малыш не соотносит слова с предметами и явлениями, которые они обозначают, это тревожный звоночек для родителей
Что характеризует задержку развития речи?
Основными симптомами задержки развития речи являются:
- отсутствие активности и лепетания в возрасте одного года;
- отсутствие понимания значения слов, не соотношение их с действиями в возрасте одного года и шести месяцев;
- вместо предложений в два года ребенок в общении использует отдельные слова;
- неспособность построения элементарных предложений, состоящих из 3–4 слов, в возрасте трех лет.
Формирование речевого аппарата напрямую зависит от развития головного мозга. Здесь очень важно, чтобы ребенок каждый день общался со взрослыми, иначе процесс формирования речевых навыков будет очень длительным, что может послужить серьезным отклонениям в развитии.
Однако если вы ищете ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, и решили найти его в этой статье, мы хотим вас предупредить о том, что все вышеперечисленные симптомы нормального развития речи среднестатистические и не являются непреложным правилом.
Если вы переживаете за своего ребенка и замечаете какие-либо затормаживания в процессе развития разговорного аппарата, лучше всего обратиться к врачу. Он произведет осмотр и скажет вам о наличии или отсутствии речевых пороков.
Вопрос-ответ
В каком возрасте нужно бить тревогу, если ребенок не говорит?
Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
Почему дети сейчас поздно начинают говорить?
Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 – 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.
Почему ребенок долго не начинает говорить?
Угнетающая психологическая атмосфера дома, задержка психомоторного и психического развития – это тормозит формирование навыков речи, неврологические проблемы, как результат тяжелого протекания беременности, родов, травм головы или частых падений, врожденные аномалии развития губ, нёба, языка и т.
Как понять, что ребенок не заговорит?
Позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия,
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на общее развитие ребенка. Если он активно взаимодействует с окружающими, понимает простые команды и использует жесты, это может быть нормой для его возраста. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и задержка в речи не всегда является признаком проблемы.
СОВЕТ №2
Создавайте языковую среду. Читайте книги, пойте песни и разговаривайте с ребенком как можно больше. Это поможет ему развивать слуховую память и понимание языка, что может способствовать более раннему началу речи.
СОВЕТ №3
Проконсультируйтесь с педиатром или логопедом. Если у вас есть сомнения по поводу развития речи вашего ребенка, не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью. Специалисты смогут оценить ситуацию и дать рекомендации по дальнейшим действиям.
СОВЕТ №4
Не сравнивайте своего ребенка с другими. Каждый ребенок индивидуален, и то, что нормально для одного, может не подходить другому. Сосредоточьтесь на собственных наблюдениях и чувствах, а не на мнении окружающих.