Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.
К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.
Развитие малыша с младенчества
Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные пальчиковые игры положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.
Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, лепка из пластилина или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.
Врачи отмечают, что логопедические упражнения для детей 4 и 5 лет играют ключевую роль в формировании правильного произношения звуков. В этом возрасте дети активно развивают речевые навыки, и своевременная помощь специалиста может предотвратить дальнейшие проблемы с речью. Логопеды рекомендуют использовать игровые методы, чтобы занятия были интересными и увлекательными для детей. Например, артикуляционная гимнастика, включающая в себя упражнения для губ и языка, способствует улучшению моторики речевого аппарата. Также полезны занятия с использованием картинок и игрушек, что помогает детям ассоциировать звуки с конкретными предметами. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе, создавая поддерживающую атмосферу и поощряя ребенка за успехи. Таким образом, комплексный подход к логопедическим упражнениям способствует не только правильной постановке звуков, но и общему развитию ребенка.
С чего начинать логопедические упражнения?
Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.
Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.
Разминка для губ и языка
Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.
После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.
Упражнения могут быть такими:
- растянуть губы в улыбке, зубы при этом спрятаны;
- губы вытянуть в виде хоботка;
- при стиснутых челюстях приподнять верхнюю губу;
- делать вращательные движения вытянутыми в трубочку губами;
- вытянуть губы, обхватить их пальцами, массируя при этом;
- надуть сначала две щеки, затем каждую по отдельности, втянуть щеки;
- открыть рот, круговым движением облизать губы;
- высунуть язык, тянуться им вверх и вниз, он при этом должен быть напряжен;
- при открытом рте прижать язык к небу и тянуть вниз нижнюю челюсть.
Многие родители и специалисты отмечают, что логопедические упражнения для детей 4 и 5 лет играют ключевую роль в развитии речи. В этом возрасте дети активно осваивают звуки, и правильно подобранные упражнения помогают им не только научиться произносить звуки, но и развивать фонематическое восприятие. Родители делятся положительным опытом, когда занятия с логопедом способствовали улучшению дикции и уверенности в себе у их детей. Кроме того, игры и упражнения, включающие элементы творчества, делают процесс обучения увлекательным и интересным. Многие отмечают, что регулярные занятия помогают не только в постановке звуков, но и в развитии общего речевого аппарата, что в дальнейшем положительно сказывается на учебе и социализации.
Упражнения для постановки звука «р»
После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.
Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.
Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем – произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.
Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.
- Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
- Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
- Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
- Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».
Упражнения для постановки шипящих
Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».
Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.
Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.
Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения — большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.
Вопрос-ответ
В каком порядке логопед ставит звуки?
Последовательно отрабатываются твердые, затем мягкие звуки и звук «Ц». При постановке шипящих звуков сначала ставится звук «Ш» , затем звуки «Ж», «Ч» и «Щ». При постановке звуков из группы соноров («Р» — «РЬ», «Л» — «ЛЬ») сначала ставится твердый звук каждой пары, а затем мягкий.
Как быстро логопед ставит звуки?
В среднем, логопед может поставить звук [Р] ребенку за 1-2 месяца регулярных занятий, но это может занять и больше времени, особенно если есть сопутствующие нарушения в развитии речи. Важно помнить, что результаты зависят от того, насколько регулярно и эффективно проводятся занятия.
Как поставить звук Ш ребёнку?
Чтобы поставить звук [Ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [С] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы, при таком положении языка вместо звука [С] получится звук [Ш], вместо звука [З] — звук [Ж].
Какие звуки логопед ставит первыми?
В первую очередь у детей формируются звуки: а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х. Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые методы. Дети в возрасте 4-5 лет лучше воспринимают информацию в игровой форме. Превратите логопедические упражнения в увлекательные игры, например, в “угадай звук” или “повтори за мной”, чтобы поддерживать интерес и мотивацию ребенка.
СОВЕТ №2
Регулярность занятий. Установите регулярный график занятий, чтобы ребенок привык к логопедическим упражнениям. Даже 10-15 минут в день могут значительно улучшить произношение, если занятия будут проходить систематически.
СОВЕТ №3
Используйте визуальные и аудиоматериалы. Поддержите занятия картинками, игрушками или аудиозаписями, чтобы помочь ребенку лучше понять, как правильно произносить звуки. Это также поможет развивать ассоциации между звуками и предметами.
СОВЕТ №4
Обратная связь и похвала. Обязательно хвалите ребенка за успехи, даже если они небольшие. Позитивная обратная связь поможет повысить уверенность ребенка и сделает занятия более приятными и продуктивными.