Тема горшка является, наверное, самой обсуждаемой среди родителей детей после года. Родители непременно обмениваются опытом, успехами и неудачами в этом нелегком деле – приучения к горшку.
Тема избитая, но, меж тем, непростая и неоднозначная.
Поговорим сегодня о проблеме отказа от горшка детей в двухлетнем возрасте. Обсудим, почему ребенок не ходит на горшок в 2 года, что по этому поводу говорит медицина, и что считают нормой большинство родителей и почему.
Когда же лучше знакомить ребенка с горшком?
Существует два противоположных мнения по поводу сроков начала приучения ребенка к горшку.
Кто-то является сторонником раннего знакомства малыша с этим атрибутом гигиены. Кто-то считает, что рано или поздно малыш сам разберется, куда ему удобнее справлять нужду. И даже если это будет ближе к трем годам, то в этом нет ничего страшного.
Многие из тех, кто публикует информацию по этому вопросу в Интернет, утверждают, что нервная система малыша до полутора-двух лет не готова контролировать позывы к мочеиспусканию и сам процесс мочеиспускания.
То есть, они утверждают, что ребенок до полутора-двух лет не может осознавать своей потребности в опорожнении мочевого пузыря и управлять мышцами, которые отвечают за выделения.
Лично я подтверждения такой информации научными исследованиями не нашла. Как не слышала и не читала об этом в научной литературе во время обучения в университете профессии врача-педиатра.
Допустим, это так. Но ребенок, не знакомый с горшком, и не поймет, зачем ему управлять процессом мочеиспускания. Он справляет нужду в памперс, когда и как получится, искренне считая, что так и нужно. Точнее, даже не считает, что так и нужно, а просто не знает, что можно поступать иначе.
Ребенок, знакомый с горшком, со временем начинает понимать, что ему нужно временно сдержать этот позыв, чтобы успеть добежать до горшка или унитаза.
Итак, в большинстве источников вы встретите информацию, что средний возраст ребенка для приучения к горшку – 22-30 месяцев. Основной посыл этих рекомендаций из интернет-источников – рано или поздно он сам поймет. Такую информацию выгодно распространять производителям подгузников.
И, что греха таить, так выгодно думать родителям. Потому что это удобно, избавляет от большого числа не очень приятных и достаточно трудоемких задач. Правда, до определенного момента. Когда откладывать больше нельзя, а ребенок как-то не спешит сам идти в туалет.
Иногда в публикациях есть отсылки на результаты исследований. Как правило, где и кем проводились исследования, где опубликованы результаты, не указывается. И мне не удалось найти их в серьезной литературе.
Возможно, такие исследования есть, мне просто не удалось их найти. Но не стоит сбрасывать со счетов, что любые исследования стоят дорого. Их кто-то заказывает и финансирует. И, естественно, в итоге получается тот результат, который выгоден спонсору этого исследования.
Не утверждаю, что это именно так. Просто обращаю внимание, что так может быть.
Так что исследования и публикации – это хорошо. Но и практику жизни и здравый смысл учитывать нужно. И делать выбор для себя и своего ребенка.
Мое мнение, что эту информацию о неготовности детей рано ходить на горшок пустили в свет именно для рекламы памперсов. А Интернет помог разнести ее и сделать такое мнение популярным.
Я сторонница раннего знакомства малыша с горшком. И такое знакомство тем более успешно, чем раньше оно начинается. Естественно, при разумном подходе.
Мое мнение сложилось и из теории, и из практики. Практики моей как участкового педиатра и как мамы двоих детей. Прошу не расценивать мое мнение, как попытку похвалиться, что я «супер-мама». Просто свои слова подтверждаю свои опытом.
Своих двоих детей я знакомила с “ночной вазой”, как только они сами начали сидеть (примерно в возрасте 7 месяцев). Считаю такой возраст оптимальным, так как ребенок привыкает видеть и воспринимать горшок как что-то естественное, нормальное.
В жизни малыша постепенно появляются ритуалы жизнеобеспечения. Для еды мы берем ложку, пьем из чашки, купаем малыша в ванночке, для чистки зубов берем щетку и т.д. Так и горшок появляется у малыша, как только он активно начинает знакомство с окружающим миром. То есть, он естественно встраивается в цепочку ритуалов жизнеобеспечения.
В случае же позднего появления горшка в вашем доме вы рискуете получить от малыша явную отрицательную реакцию на все попытки познакомить его с этим атрибутом.
И такую реакцию я считаю вполне закономерной. Жил себе малыш год-полтора-два, ходил в памперсе, писал-какал на ходу, без отрыва от своих детских дел. От него ничего не требовали.
В один не прекрасный для малыша день принесли какую-то штуку, поставили ее и говорят: “садись”, “пись-пись”. А он даже не знает, что делал что-то неправильно, теперь все должно быть иначе.
И тут возможны два (и только!) варианта. Первый – малыш воспринимает горшок как игрушку. Но по прямому назначению использовать отказывается. Второй вариант – резкое неприятие.
После года ребенок начинает себя осознавать себя как личность. Непременно, появляются какие-то проявления своего «Я». Малыш высказывает свое отрицательное или положительное отношение к чему-либо из окружающего мира.
Часто малыш демонстрирует свое несогласие с чем-либо только для того, чтобы обратить внимание на себя, обозначить свое мнение. Реакция «не буду» проявляется буквально везде. И чем он старше, тем больше.
И это совсем не плохо. Просто такой период в жизни – самоутверждение маленького человека. Но вот для знакомства с горшком такой момент в развитии малыша не самый подходящий.
Дети, которые длительное время находились в подгузниках, как правило, не воспринимают горшок положительно.
Скорее всего, ребенок не поймет, зачем он вдруг появился. Поначалу он будет воспринимать его как очередную игрушку. Малыш будет пытаться придумать ему применение в игровой сфере – контейнер для игрушек, машинка без колес, а иногда и шлем))
Также не стоит покупать малышу музыкальный горшок или сильно похожий на игрушку. У горшка есть прямое назначение. А музыка и кнопочки отвлекают малыша от “серьезного процесса”. Малыш видит во всем этом только игру.
Если мама настаивает на применении горшка по прямому назначению, отношение как к игрушке заканчивается. Горшок превращается во врага.
Ребенок, который ходит без подгузников, понимает раньше всю закономерность процесса: наполнился мочевой пузырь (стало дискомфортно) – помочился – что-то потекло – намочил колготки. В мокром ходить не хочется и неудобно. Да и мама постоянно говорит, что не хорошо писать в трусы.
В дальнейшем кроха эту цепочку начинает предугадывать. И на стадии наполнения мочевого пузыря малыш начинает как-то сигнализировать о позыве на мочеиспускание.
Малыш, который длительно носит подгузники, эту закономерность оценить не сможет. Ведь они специально сделаны, чтобы было сухо и комфортно. Теряется вся мотивация обучения «горшочным делам».
Еще лет тридцать назад, в пору моего детства, наши мамы малышей отдавали в детский сад в год-полтора. Приучали к горшку раньше. И никто не говорил, что малыши не готовы и не способны к обучению. Кто недостаточно привык к горшку дома, доучивались в садике коллективно. Неужто умнее были современных детей и лучше развивались физически?!
Многие скажут, что те детсадовские высаживания на горшки в раннем возрасте ничего хорошего ребенку не дают. Но я сейчас говорю не о длительном пребывании малыша на горшке (до победного), а о систематическом высаживании ребенка на горшок. Ради формирования ритуала, связанного с естественной потребностью человека опорожниться.
Так, от ребенка до года я не жду полноценного сигнала о желании пописать на горшок. Просто предлагаю и высаживаю его на горшок в момент наибольшей вероятности мочеиспускания. Чаще всего после сна, после еды, после прогулки. Периодичность зависит также от количества выпитой малышом жидкости.
Мой опыт показывает, что ребенку после года уже не требуется много времени провести на горшке, чтобы «все получилось». Да, это скорее условный рефлекс, чем контроль мочеиспускания. Но с этого можно и нужно начать.
Некоторые родители аргументируют свой поздний процесс приучения к горшку тем, что дети, приученные к горшку с помощью условного рефлекса, рано или поздно начинаю бунтовать против высаживаний.
«Бунт» может быть и при раннем знакомстве с горшком, и при позднем приучении после полутора-двух лет. Это зависит от подхода родителей к процессу обучения. Важно действовать мягко, не ломая личность. Где-то проявить хитрость, где-то обернуть в игру.
И самое важное – правильно создать «ситуацию успеха». Сильно хвалить ребенка после успешного пребывания на горшке. Я лично бурно проявляю радость, хлопаю в ладоши и жалею ребенка после каждого наполненного горшка. В ответ он тоже радуется и хлопает себе в ладоши.
Мы договорилась со всеми близкими таким образом поддерживать ребенка. А если по каким-то причинам сын не услышал аплодисментов, то он сам напомнит, что ему нужно похлопать, потому что он молодец.
Забавная, конечно, ситуация. Ребенок «сделал все дела» в горшок, гордо идет вместе с мамой выносить его в туалет, сам нажимает на клапан бачка унитаза, а со всех сторон все его хвалят, хлопают в ладоши. Но это работает. И это главное. Хорошая мотивация повторить этот успех не раз.
В случае же неудачи не нужно злиться и ругать малыша. На все «аварии» нужно реагировать ровно, без лишних эмоций. Только лишний раз напомнить, что горшок малыша «ждал» и что в следующий раз все получится.
На вопросы типа «как понять, готов ли ребенок узнать туалетную науку», мне трудно ответить. Дети все разные.
Да и родители не все понимают, что, если решили приучать ребенка к горшку, то это требует от них немало усилий, времени и терпения. А именно постоянного пребывания рядом с ребенком, наблюдения за изменением его поведения, систематического высаживания на горшок. Без этого не обойтись в любом возрасте.
При этом возвращение к подгузникам сломает всю ранее проделанную работу. Так случилось и у меня. Со старшей дочкой в 1 год и 1 месяц мы были вынуждены в длительную поездку одеть подгузник на целый день. В это время мы только добились первых стабильных успехов в самостоятельном сигнализировании, что пора пописать.
За этот день поездки, находясь в памперсе, ребенок попросился на горшок всего один раз. А после такого путешествия нам пришлось начинать все сначала.
Что касается готовности ребенка…
В год ребенок вполне понимает разницу между «писать» и «какать». Малыш показывает недовольство, будучи мокрым. В это время дети уже что-то начинают говорить, поэтому вполне могут любым способом сигнализировать о желании сходить в туалет.
Малыш это может. А вот будет или нет, зависит от родителей, которые создадут ему условия для такого обучения или нет.
Врачи отмечают, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и отсутствие самостоятельного использования горшка в возрасте двух лет не всегда является поводом для беспокойства. Специалисты рекомендуют родителям сохранять спокойствие и не торопить процесс. Важно создать комфортную атмосферу для обучения, не прибегая к наказаниям или давлению.
Педиатры советуют обратить внимание на готовность ребенка: он должен проявлять интерес к горшку, показывать признаки дискомфорта в мокрой одежде и уметь сообщать о своих потребностях. Если эти признаки отсутствуют, возможно, стоит подождать еще некоторое время.
Также полезно использовать положительные примеры и похвалу, когда ребенок пытается использовать горшок. В случае, если к трехлетнему возрасту проблема сохраняется, рекомендуется проконсультироваться с врачом для исключения возможных медицинских причин.
Из-за чего у малыша может быть боязнь горшка?
Психологический страх
Во время очередного «высаживания» ребенок мог напугаться чего-либо. Поэтому подсознательно перенести свой страх на горшок.
Например, у меня в практике был случай, когда мама ребенку случайно прижала ягодицу, высаживая его на горшок. У ребенка закрепился страх боли. Он перестал вообще садиться на горшок. Все разрешилось после покупки нового горшка, который выбрал сам ребенок.
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их двухлетний ребенок не хочет пользоваться горшком. В таких случаях важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и сроки приучения могут варьироваться. Некоторые мамы и папы советуют не торопиться и не создавать давления, так как это может вызвать у малыша стресс. Вместо этого стоит создать положительную атмосферу: хвалить ребенка за попытки, показывать пример с помощью кукол или игрушек. Также полезно обратить внимание на признаки готовности: интерес к горшку, желание подражать взрослым. Если проблема сохраняется, не стоит стесняться обратиться за советом к педиатру или детскому психологу, которые помогут разобраться в ситуации и предложат подходящие методы. Главное — сохранять терпение и поддержку, ведь каждый этап в развитии ребенка уникален.
Плотный стул у малыша
Болезненная дефекация также может стать причиной отказа малыша ходить на горшок. Если малыш по каким-то причинам склонен к запорам, то плотный стул в процессе дефекации доставляет ребенку боль.
При этом очень часто ребенок испытывает чувство страха перед самим процессом и старается задержать позыв на дефекацию. Кал в кишечнике задерживается дольше. Формируется замкнутый круг. Он ассоциирует эту боль с пребыванием на горшке и перестает на него ходить.
Очень важно с такими нарушениями стула вовремя обращаться к врачу, чтобы такой порочный круг не формировался. Специалист, выяснив причины запора, порекомендует и диету, и необходимые медикаменты. После нормализации стула постарайтесь объяснить крохе, что «та» боль не вернется.
Что следует делать, если приучаешь к горшку ребенка?
- Первым делом – отказаться от подгузников. Конечно, все зависит от климатических условий, в которых вы живете. Поэтому еще одна хорошая рекомендация – лучше начинать приучать ребенка к горшку в теплое время года. Пользуйтесь подгузниками по реальной необходимости, надевая их на непродолжительное время (на улицу, в поликлинику).
- «Аварий» не избежать. Об этом нужно помнить. Поэтому ругать ребенка нельзя. Он только учится. Вы к этому готовьтесь. Уберите ковры, застелите мебель, запаситесь трусиками, клеенками или пеленками и так далее.
- Во время приучения к горшку он должен быть всегда под рукой. Лучше постоянно в одном и том же месте. Иначе ребенок попросту не будет добегать до него. А когда он уже будет периодически проситься на горшок, то обязательно выделите ему постоянное место. Впоследствии, ребенок будет точно знать куда бежать, даже, если мамы рядом не оказалось.
- Положите рядом с горшком игрушки. Тогда, сидя на горшке, малыш будет совмещать приятное с полезным.
- Не стоит сам горшок вовлекать в игры. Не нужно усаживать для примера на него игрушки. Иначе он не поймет до конца предназначение горшка.
- Начинать нужно с высаживаний в моменты наибольшей вероятности, что ребенок пописает (утром и в обед после сна, после еды). Малыш хорошо привыкает к такому своего рода режиму. Затем все чаще настойчиво предлагать сходить на горшок.
- Очень действенный способ – пригласить в гости детей, которые уже умеют ходить на горшок (со своими горшками). И, так сказать, на практике показать, как по назначению использовать горшок.
- Необходимо создать «ситуацию успеха». Хвалите ребенка после удачи и не ругайте за «неожиданности».
- Не пугайте и не одергивайте ребенка громким криком, если он уже начал писать в трусы. В момент мочеиспускания ребенок должен расслабиться. Перебивать этот процесс нельзя.
Все дети разные. И ваша задача, как родителя, который априори знает свою кроху лучше всех остальных, подгадать время, подходящее именно ему, для обучения «горшочным делам». Желаю вам терпения и спокойной мудрости в процессе приучения малыша к горшку.
О приучении малыша к горшку вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.
Вопрос-ответ
Когда следует начинать приучение ребенка к горшку?
Приучение к горшку обычно начинается в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Важно учитывать готовность ребенка, а не только его возраст. Признаки готовности могут включать интерес к туалету, способность оставаться сухим в течение нескольких часов и понимание простых инструкций.
Как помочь ребенку преодолеть страх перед горшком?
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх перед горшком, создайте позитивную атмосферу. Позвольте ему выбирать свой горшок, используйте игрушки для игры в туалет и хвалите за любые попытки использовать горшок. Также важно не торопить ребенка и быть терпеливым.
Что делать, если ребенок не проявляет интереса к горшку?
Если ребенок не проявляет интереса к горшку, не стоит паниковать. Попробуйте отложить приучение на некоторое время и вернуться к этому позже. Важно наблюдать за его готовностью и не заставлять его, так как это может вызвать негативные ассоциации с процессом.
Советы
СОВЕТ №1
Начните с наблюдения за поведением ребенка. Обратите внимание на его сигналы, когда он хочет в туалет. Это может быть потирание подгузника или беспокойство. Постарайтесь не торопить малыша и не заставлять его, а просто предложите ему сесть на горшок в подходящий момент.
СОВЕТ №2
Создайте положительную атмосферу вокруг использования горшка. Используйте яркие и интересные горшки, а также рассказывайте ребенку о процессе. Можно даже придумать игру или песенку, связанную с горшком, чтобы сделать этот процесс более увлекательным.
СОВЕТ №3
Установите регулярный график посещения горшка. Например, предлагайте ребенку садиться на горшок после еды или перед сном. Это поможет ему привыкнуть к идее и сформировать привычку, а также снизит стресс для него и для вас.
СОВЕТ №4
Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка. Каждый ребенок индивидуален, и процесс приучения к горшку может занять разное время. Хвалите его за успехи, даже если они небольшие, и не ругайте за неудачи. Это поможет сохранить мотивацию и уверенность малыша.